Развитие культуры в Кубанской области и в Черноморье в 1860-1917 гг.
Просвещение. Буржуазные реформы первой половины 60-х годов XIX в., совпавшие по времени с окончанием (май 1864 г.) Кавказской войны, дали значительный импульс для развития народного образования на Северном Кавказе вообще и в Кубанской области, в частности. Школьная реформа 1864 г., хотя и носила половинчатый характер, тем не менее привела к заметному сдвигу в развитии народного просвещения. Она предоставила право поступления в средние и высшие учебные заведения выходцам из всех слоев российского общества. Правда, на практике реализовать это право мог не каждый ввиду неравных финансовых возможностей семей. Кроме того, правом поступления в немногочисленные тогда еще университеты могли воспользоваться только лица, окончившие классические гимназии. Получившие же образование в реальных училищах могли поступать только в высшие технические учебные заведения.
Заметный скачок роста числа начальных учебных заведений в Кубанской области (образована в 1860 г. из Черноморского казачьего войска и части Кавказского линейного казачьего войска) связан с именем тогдашнего наказного атамана генерал-лейтенанта, графа Ф.Н.Сумарокова-Эльстона. При вступлении в 1863 г. в управление войском и при первом объезде Кубанской области он издал 19 апреля циркуляр, в котором "в видах возвышения казаков в нравственном и хозяйственном их положении" выразил необходимость учреждения школ во всех станицах. Циркуляр "приглашал духовенство и начальников округов, бригад и станиц принять в этом деле теплое и деятельное участие". В результате с 1863 по 1868 г. число школ в Кубанской области увеличилось в 4,6 раза (с 47 до 217), а число учащихся в них еще больше - в 4,9 раза (с 1427 до 6944). К этому времени относится начало открытия женских учебных заведений. В ведомости за 1865 г. на Кубани уже значились два женских училища. Вместе с девочками, обучавшимися в смешанных школах, число учащихся женского пола составило 293 человека, или 4,9% общего числа учащихся. Тем не менее это был уже прогресс по сравнению с отсутствием женского образования в дореформенный период.
При быстром росте числа школ процент учащегося населения Кубанской области в 60-е годы XIX столетия был невелик. Если в 1863 г. отношение числа учащихся станичных школ к общему числу населения (включая детей в возрасте до семи лет) выглядел как 1:290, то в 1868 г. это соотношение равнялось 1:68.
В 1863 г. в Екатеринодаре было открыто Мариинское училище, ставшее вторым после мужской гимназии средним учебным заведением в Кубанской области. Окончившие Кубанское Мариинское женское училище получали свидетельства на звание домашних учителей. Условия приема в него по тем временам были самые демократические. В него принимали дочерей офицеров и нижних чинов Кубанского казачьего войска, чиновников, к войсковому сословию не принадлежащих, священнослужителей, купцов, а также "лиц всякого звания мусульманского исповедания". В 80-х годах XIX в. после убийства народниками императора Александра II и усиления реакция в стране, доступ в это училище дочерей непривилегированных сословий заметно затрудняется. За 50 лет существования Мариинского училища (с 1902 г. - института, тоже среднего учебного заведения) было проведено 44 выпуска, подготовлено 950 учителей. С учетом выпусков за 1914-1917 гг. Кубанский Мариинский институт окончили более одной тысячи человек. Однако учителями работало менее 10% выпускниц.
К началу 80-х годов XIX в. в каждой станице Кубанской области имелось одно учебное заведение, отсутствовали школы только в 15 малолюдных поселках. Из 218 станичных школ имелось 14 женских.
Повышается статус некоторых станичных училищ: в 1880 г. четыре из них были превращены в двухклассные с пятилетним сроком обучения и 42 - в одноклассные с трехлетним сроком обучения. Кроме того, при двух станичных училищах (Новомалороссийском и Березанском Екатеринодарского уезда) были открыты ремесленные отделения. В 43 школах занимались рукоделием. Желая расположить население к школе, преподаватели обучали этому ремеслу, за что не получали никакого вознаграждения.
В число необязательных учебных предметов относилась также гимнастика, которой занимались в 119 училищах.
В 146 училищах в качестве необязательного предмета преподавалось пение, в 33 из них существовали церковные хоры, наставники которых получали отдельное вознаграждение от станичных обществ или же от церквей.
Важным моментом в деле организации специального профессионального образования явилось открытие 1 ноября 1879 г. Анапской мореходной школы, основанной "с целью приготовить шкиперов и штурманов каботажного плавания".
Станичные и сельские школы соответствовали курсу одно-классных училищ, в течение трех лет обучения они давали минимум элементарных познаний, а именно: основ веры и нравственности христианской, умения читать, писать и считать в пределах четырех действий, а также усвоения из книги для чтения полезных сведений. Более высокую ступень в образовательной пирамиде того времени представляли двухклассные училища, курс которых был значительно объемнее. В него входило изучение географии России и соседних с ней государств, отечественной истории и некоторых сведений из естественных наук. С 1876 г. среди коренных жителей Закубанья, состоявших из 90 тысяч человек обоего пола, стало замечаться стремление устраивать в аулах начальные школы, в которых, наряду с обучением арабскому языку и мусульманской религии, стали преподавать русский язык и другие предметы элементарного курса. В это время были открыты школы в станице Суворовско-Чер-кесской и в ауле Хаштук. На следующий год была открыта школа в ауле Мансуровском, а еще через год - в ауле Учкулан. В 1879 г. были учреждены школы в аулах Бибердовском и Тебер-динском; в Учкулане и Теберде построены новые школьные здания.
Идет преобразование школ и училищ на основе Устава 1859 г. о горских школах. В частности, в 1866 г. Усть-Лабин-ская школа преобразовалась в Майкопскую (Лабинскую) школу. Она в основном предназначается для обучения коренных жителей края. В 1872/73 учебном году в ней обучался 91 мальчик. В последующие годы количество учащихся в ней не было стабильным, имея даже тенденцию к снижению.
В 1866 г. было открыто годичное училище в Туапсе, где готовили переводчиков из числа горцев.
Горские школы имели свои проблемы. В частности, ислам преподавался на арабском языке, совершенно чуждом коренным жителям Северо-Западного Кавказа. Само учение в духовных школах начиналось с зубрежки арабской азбуки, а затем следовало механическое заучивание наизусть текстов на арабском языке. Остальные предметы преподавались на русском языке.
1 сентября 1878 г. открывается Майкопское городское училище. Вначале оно было двухклассным, а с 1 июля 1880 г. преобразовано в трехклассное. С 1 июля 1880 г. стало действовать также Баталпашинское городское училище, преобразованное из бывшего уездного училища. С 1 июля 1884 г. оно стало четырехклассным. По данным за 1881 г. в Майкопском городском училище пять учителей обучали 125 мальчиков, а в Баталпа-шинском училище тоже количество педагогов обучало 177 мальчиков.
В конце 80-х годов XIX в. развитие грамотности среди населения Кубани лучше всего было поставлено у греков (одна школа на 699 жителей). На втором месте шли более многочисленные немецкие колонисты, у которых одна школа приходилась на 936 жителей. Хуже всех дело народного образования было поставлено у горцев: одна школа на более чем двадцать тысяч жителей. В целом грамотность среди нерусского населения на родном языке составляла в Кубанской области и Черноморском округе 9,5%, у немцев - 33%. У русских и того меньше - 6%.
В предвоенное двадцатилетие шел медленный, но устойчивый процесс роста как числа учащихся, так и отношения их количества к общему числу жителей Кубанской области. С 1895 по 1915 г. включительно число учащихся возросло более чем в пять раз (с 39 992 до 201134 человек); отношение же учащихся к общему количеству населения возросло почти в три раза (2,29 в 1895 г. и 6,65 в предвоенном 1913 г.). К этому времени в среднем по Кубани каждый населенный пункт имел около трех начальных школ (1293 в 433 городах, станицах и селениях).
Но кроме обучения в учебных заведениях, находившихся в пределах Кубанской области, войсковое правительство содержало еще за счет средств Кубанского казачьего войска стипендиатов вне его. Так, в 1906 г. на средства войска обучалось в различных университетах пять человек, в высших специальных учебных заведениях - 12, в Ставропольской гимназии - 30, в школах попечительства о глухонемых (в Санкт-Петербурге) - 3, в Варваринском училище плодоводства и виноградарства (в Черноморской губернии) - 10, в Санкт-Петербургских высших женских курсах - 3, в Санкт-Петербургском женском медицинском институте - 2, в Ставропольской женской гимназии святой Александры - 21, в Донском институте - 4 и в кадетских корпусах -77 человек и т.д.
В целом же грамотность населения была невысокой. Перепись 1897 г. показала, что в Кубанской области число грамотных составляло 15,1%, причем мужчин грамотных было 24,2%, а женщин - 5,3%. Меньше всего грамотных было среди горцев: у мужчин - 7%, у женщин - 4,5%.
С бурным ростом количества открытых учебных заведений очень остро стал вопрос об обеспечении их учителями. Специального учебного заведения, которое бы готовило педагогов, в Кубанской области тогда не было. В марте 1866 г. директор народных училищ Кубанской области поставил перед наказным атаманом Кубанского казачьего войска вопрос об открытии в регионе Кубанской учительской семинарии, которая и стала действовать с 14 января 1872 г. В 1872-1875 гг. при ней, наряду с женскими педагогическими курсами, были организованы учительские съезды, проводившиеся "для ознакомления неподготовленных учителей с основными педагогическими положениями, с рациональными приемами воспитания и обучения". Однако единственная в северокавказском регионе учительская семинария, поставлявшая учителей не только для Кубани, но и для Терека, Ставрополья и в другие места, не могла полностью обеспечить народное образование квалифицированными кадрами. Поэтому в 1909 г. открывается Екатеринодарская женская учительская семинария. К 1912 г. в Кубанской области уже имелось четыре учительских семинарии (кроме указанных, еще Полтавская и Бесскорбненская), а также педагогические классы при Екатеринодарском городском шестиклассном училище и педагогические курсы при Темрюкском, Майкопском и Баталпашин-ском городских училищах. В них готовились стать учителями около 500 учащихся, в том числе 293 казака и 204 иногородних и горца.
В 1911 г. встал вопрос об учреждении в Екатеринодаре Учительского института, но он не был решен из-за недостатка средств у городской думы. До 1918 г. на Кубани так и не появилось ни одного высшего учебного заведения.
Библиотеки. Окончание Кавказской войны и связанное с ним и с буржуазными реформами 60-х годов развитие народного образования дали толчок для библиотечного строительства. В своем циркуляре за 1863 г. наказной атаман Кубанского казачьего войска граф Н.Ф.Сумароков-Эльстон распорядился об открытии войсковых библиотек в области. Уже на следующий год в войске функционировали три окружных, семь бригадных, семь полковых и одна батальонная библиотека. Перед открывавшимися просветительскими учреждениями ставилась задача дать "...всем желающим возможность читать периодические издания и произведения лучших русских авторов..." При комплектовании войсковых библиотек прежде всего учитывались требования войсковой администрации по приобретению документов и изданий, регламентировавших жизнь войскового сословия, а также выписки книг на военную тематику. Средства же, полученные от взносов частных лиц за пользование книжными фондами библиотек, могли быть использованы с большей свободой и с учетом читательских интересов широкого круга жителей.
Административная реформа 1870 г., приведшая к упразднению военных округов, отразилась и на судьбе библиотек: все окружные, бригадные, полковые и батальонные библиотеки передаются в управление пяти военных отделов, в которых создаются отдельские библиотеки, финансировавшиеся из бюджета Кубанского казачьего войска.
Заметным событием в культурно-просветительской жизни края стало образование в 1879 г. библиотеки Кубанского областного статистического комитета, задачей которой являлось предоставление каждому желающему исследователю местной жизни возможности найти соответствующую литературу. Здесь находились все книги, изданные самим статистическим комитетом, авторские экземпляры местных краеведов, карты, планы. Библиотека комплектовалась также за счет книгообмена с другими статкомитетами России, а также с различными обществами по изучению археологии, естествознания, медицины, географии, техники и т.д. По сходным принципам комплектования и обслуживания читателей функционировала библиотека Общества любителей изучения Кубанской области, образовавшегося в 1896 г.
В конце XIX в. встал вопрос об организации на Кубани общественных библиотек. Впервые такая библиотека была открыта в 1880 г. в Ейске. В 1894 г. на базе личного книжного фонда профессора Петербургского лесного института Э.Э.Баллиона была основана Новороссийская общественная библиотека. В последующем такие библиотеки были открыты в Майкопе (1895 г.), Анапе (1897 г.), Темрюке (1899 г.), Екатеринодаре (1900 г.).
Инициатива открытия екатеринодарской публичной библиотеки принадлежит интеллигенции и духовенству и связана с празднованием 100-летнего юбилея со дня рождения поэта А.С.Пушкина. Городская управа выделила для этой цели дом на углу улиц Бурсаковской и Гимназической. Первоначальный фонд библиотеки составлял 2807 томов, которыми пользовались в 1900 г. 678 подписчиков. В дальнейшем библиотека неоднократно меняла свое месторасположение. В 1914 г. ее книжный фонд составил 42140 экземпляров, в том числе 101 годовой комплект газет. Она обслуживала в это время 1098 читателей.
Свои книжные фонды имели религиозные братства, благотворительные общества. В таких крупных станицах, как Старощербиновская, Прочноокопская, Пластуновская, Ярославская, Староминская и Новомихайловская, при местных церквах действовали народные библиотеки-читальни.
Самыми многочисленными являлись библиотеки средних и начальных учебных заведений. Так, средние учебные заведения фактически все имели собственные библиотеки. Что касается начальных школ, то у них библиотечные фонды лучше всего были представлены во второклассных, трехклассных, четырехклассных и других училищах более высокого ранга. Менее всего были обеспечены учебно-методической и прочей литературой школы грамоты. Так, в 1905 г. 77% (из общего числа 504) церковно-приходских школ имели собственные библиотеки, а школы грамоты лишь на 54,2% были обеспечены своими книжными собраниями. Только в библиотеках церковно-приходских школ имелось 105287 книг.
Финансирование библиотек происходило за счет городских и станичных бюджетов. Так, екатеринодарские Пушкинская, Гоголевская и Толстовская субсидировались городской управой, так же как и книжные собрания Екатеринодарской картинной галереи имени Ф.А.Коваленко, Благотворительного общества имени протоиерея К.В.Российского, Кубанского общества народных университетов и др.
Музеи. Первый на Северном Кавказе историко-краеведческий музей возник в 1864 г. в станице Ключевой по идее и при непосредственном участии командира Псекупского полка И.Д.Попко. До организации музея Псекупского полка на Кавказе не существовало таких просветительских учреждений, за исключением Кавказского музея в Тифлисе, возникшего в 1852 г., но официально открытого только 1 января 1867 г. В создании Псекупского музея активное участие принимал один из офицеров полка Н.Л.Каменев, увлекавшийся историей и археологией Северного Кавказа.
Началом к строительству музея послужило обращение И.Д.Попко 4 июня 1864 г. к начальникам станиц, в котором он "нашел полезным приостановить окончательное истребление следов, оставленных в районе полка абадзехами и шапсугами". На новых поселенцев командир Псекупского полка возложил "просвещенную обязанность" спасти памятники быта покинувших свою родину жителей, составлявших драгоценный материал для изучения народа, для определения степени его умственного и промышленного развития".
Начальники станиц живо откликнулись на призыв своего просвещенного командира, и буквально через месяц в штаб-квартиру Псекупского полка, находившуюся в станице Ключевой, стали поступать первые экспонаты для будущего "музеума", как назвал его сам И.Д.Попко. С увеличением количества экспонатов встал вопрос о месте хранения. Выход был найден простой и в то же время соответствовавший цели задуманного предприятия: на полковой двор была привезена срубная горская сакля, в которой и разместили музейные экспонаты. Перед фасадом сакли врыли уцелевшие надгробные памятники, создавшие необходимый антураж комплексу.
Через три года в этнографическом отделении Псекупского полкового музея уже находилось 30 экспонатов, в том числе девять надгробных памятников. Часть из них представляла из себя работы турецких мастеров, другая - восходила ко временам генуэзцев. Из других экспонатов этнографического отделения обращали на себя внимание налой для чтения Корана, сделанный на манер небольшого складного табурета из цельного куска грушевого дерева; резная крышка сундука, украшенная симметрически врезанными треугольниками из белой кости; станок для нареза винтовок; а также старинная кольчуга, найденная в теснине нижнего течения р.Хоарзе. Весьма ценными экспонатами являлись горские земледельческие орудия, в частности, одноручный горский плуг с прибором. Простые по своей конструкции, они тем не менее давали возможность "достигать счастливых земледельческих результатов".
Случайная находка окаменелых костей животного в 1866 г. на р.Псекупс, между Псекупской и Бакинской станицами, послужила основанием для создания палеонтологического отделения. Посетивший 12 мая 1867 г. Псекупский музей великий князь Михаил Николаевич застал в нем уже три отделения: кроме двух названных, еще и минералогическое.
Между тем, достопримечательные предметы продолжали поступать в штаб-квартиру Псекупского полка. В сентябре 1867 г. начальник Афипской станицы рапортовал о находке турецкого безмена, обнаруженного в овраге близ рощи Тхамахо. Вскоре из той же Афипской был доставлен панцирь, найденный в горах. А в ноябре того же года в станице Супской нашли разбитое надгробие.
Сравнительное обилие музейных экспонатов и желание еще более приблизить просветительское учреждение к подрастающему поколению навело командира полка на мысль о том, чтобы создать еще один музей - в местной школе. 27 ноября 1868 г. в своем предписании учителю Псекупской полковой школы хорунжему Шишацкому он находит "приличным основать при полковой школе музей достопримечательных предметов, преимущественно принадлежащих здешнему краю", и посылает "на первый раз" экспонаты, приказывая "блюсти за их сбережением".
"Дочерний" (школьный) музей организовался по образцу "материнского" (полкового) из трех отделений (этнографического, палеонтологического и минералогического). В школу было передано "на первый раз" 23 предмета. Из них наиболее ценными являлись вещи из боевой жизни местных племен: древний меч, найденный в одном из курганов возле станицы Георгие-Афипской; старая кольчуга, доставленная урядником В.Псковским. Из предметов хозяйственного обихода в школьном музее хранились старый кантырь, найденный в долине р.Афипс, ткацкий станок. Ценными экспонатами являлись древние монеты: греческая бронзовая с надписью "АНIЕ", византийская бронзовая с изображением креста на одной и с буквой "В" на другой стороне, древняя куфическая бронзовая монета с надписью на одной стороне и с изображением всадника на другой, а также бронзовая, по-видимому, пантикапейская монета, привезенная из станицы Смоленской.
С 1 января 1871 г. в связи с преобразованиями в Кубанском казачьем войске должность командира Псекупского полка была упразднена, и главный организатор псекупских музеев И.Д.Поп-ко был зачислен "по войску". Вынужден был переменить место службы и другой активный организатор музеев - Н.Л.Каменев. С ликвидацией штаб-квартиры полка и полковой музей, скорее всего, оказался бесхозным. Судьба собранных экспонатов неизвестна. Часть из них, возможно, попала в музей статистического комитета, основанный в 1879 г. Е.Д.Фелицыным. Теряется также в дымке времени и судьба Ключевского школьного музея.
В основу музея Кубанского статистического комитета первоначально были положены личные коллекции Е.Д.Фелицына по археологии, этнографии и нумизматике. Сначала музей располагался в двух комнатах бывшего монастырского подворья по улице Рашпилевской, д.З. Секретари статистического комитета одновременно являлись и заведующими музея, подчиняясь в своей деятельноти непосредственно наказному атаману Кубанского казачьего войска. В разное время заведующими музеем являлись В.А.Щербина (1840-1907), К.Т.Живило (1854-1914), И.Е.Глад-кий (1862-1922).
В 1897 г., согласно "Краткому указателю археологических и естественно-исторических и этнографическо-промышленных вещей и предметов...", в музее экспонировалось две тысячи предметов по археологии, около одной тысячи монет и более шестисот экспонатов по естественной истории и этнографии. К 1913 г. в музее уже имелось восемь тысяч экспонатов, его сотрудники проводили около шести тысяч экскурсий в год.
Одним из старейших культурных учреждений Кубани являлся Армавирский музей, основанный в 1904 г. при Обществе попечения о детях, возглавлявшемся известным российским демократом В.И.Луниным. Он располагался при книжном складе, снабжавшем школы Общества учебными пособиями. Первоначально в нем находилось около ста экспонатов. В 1911 г. он получает статус городского. Через пять лет музей стал занимать отдельное помещение по ул.Бульварной (ныне ул.Р.Люксембург, на месте Дома Быта) и обслуживать 15 учебных заведений. В нем работали отделы: зоологии, ботаники, минералогии, палеонтологии, археологии, нумизматики, географии, этнографии, анатомии, физиологии, истории, физики, химии, сельского хозяйства, технологии и др. Музей существовал на частные пожертвования. С установлением Советской власти он был взят на государственное содержание.
В 1904 г. был основан музей при Обществе любителей естествознания г.Туапсе. Его учредителем стал Л.Д.Беляев. Первоначально музей имел только три коллекции по ботанике и антологии, восемнадцать заспиртованных препаратов по ихтиологии, а также экспонаты по зоологии, геологии, антропологии, истории и археологии (январь 1906 г.). Имелись также коллекции по нумизматике, промышленности и сельскому хозяйству. В общей сложности числилось 353 предмета. В 1905 г. посещаемость музея составила 65 человек, а в 1906 г. - 210 человек.
В 1904 г. состоялось открытие Екатеринодарской картинной галереи, первого художественного музея на Северном Кавказе. Ее основателем был известный коллекционер Ф.А.Коваленко. На момент открытия в ней находилось 118 экспонатов - живописных полотен, акварелей, гравюр, фотографий. При галерее открыты литературный и археологический отделы. В октябре 1907 г. Екатеринодарская картинная галерея получила от городской думы новое помещение (часть особняка адыгейского князя Б.Шарданова) на углу улиц Красной и Графской (Советской), где музей располагается и в настоящее время. Число посетителей его в 1917 г. достигло тридцати тысяч человек.
Музыкальная жизнь. В пореформенное время продолжали действовать войсковой музыкантский и войсковой певческий хоры, но только ими музыкальная жизнь кубанцев не ограничивается. В январе 1889 г. создается Екатеринодарский кружок любителей музыки, просуществовавший до октября 1895 г. Он стал преемником "Семейного кружка любителей музыкального искусства", созданного екатеринодарскими театралами и меломанами в 1881 г., но просуществовавшего непродолжительное время. Через несколько месяцев после своего основания в кружок входило около ста членов, в том числе такие известные представители интеллигенции, как Е.Д.Фелицын, художник П.С.Косолап, литераторы Е.А.Богословский, Н.П.Крыжановс-кий, собиратель кубанских песен А.Д.Бигдай и др. Согласно своему уставу, кружок ставил перед собой цель "сплотить для совместного развлечения и музыкального развития любителей музыки, живущих в Екатеринодаре, и доставить эстетическое удовольствие своим членам устройством музыкальных собраний, а по мере возможности и публичных концертов". С октября 1895 г. кружок переименовывается в Екатеринодарский кружок любителей музыки и драматического искусства, а в 1899 г. по инициативе Бигдая преобразовывается в Екатеринодарское общество любителей изящных искусств (музыка, драматическое искусство, поэзия, художественное чтение, живопись, пластика). Члены этого общества поддерживали контакты со своими коллегами в других городах Кубанской области: с их помощью и участием возникли любительский кружок Ейска (1892 г.), артистический кружок Майкопа (1898 г.), музыкально-драматическое общество Новороссийска (1895 г.).
Важной заслугой екатеринодарского музыкального кружка явилось то, что своей деятельностью он подготовил базу для создания такой общественной организации, как Екатеринодарское отделение Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), открытие которого состоялось в ноябре 1900 г. Его председателем была избрана супруга наказного атамана Кубанского казачьего войска С.И.Бабыч, товарищем председателя -А.Д.Бигдай, казначеем - полковник Н.И. Вишневецкий, секретарем - П.А.Махровский. При Екатеринодарском отделении ИРМО были организованы музыкальные классы (октябрь 1900— 1901 гг.; декабрь 1905-1909 гг.) и музыкальное училище (май 1909-1917 гг.). Первые готовили учителей музыки и пения для народных школ Кубанской области, а музыкальное училище вело подготовку исполнителей на музыкальных инструментах, певцов, учителей музыки, регентов хора, дирижеров оркестра.
В конце 1907 г. по инициативе представителей греческой общины Екатеринодара был учрежден Екатеринодарский эллинский артистический кружок, ставивший перед собой цель распространения в эллинском обществе Кубанской области вокальной, инструментальной музыки и драматического искусства посредством учреждения музыкальных училищ, преподавания уроков и устройства музыкальных вечеров, концертов, публичных чтений и любительских спектаклей. Для руководства этим кружком, ставшим позднее филармоническим обществом, был приглашен капельмейстер М.Ф.Сириньяно, который организовал хор и оркестр, а затем и музыкальные классы кружка. Здесь молодые греки обучались игре на фортепьяно, смычковых инструментах и сольному пению. Кружок осуществлял заметную музыкальную и сценическую деятельность вплоть до 1917 г.
Кубань, как новая родина бывших запорожских казаков, сохраняла также кобзарские традиции, перенесенные с Украины. По свидетельству кубанского краеведа И.Кияшко, местные казаки "играли на кобзах, скрипках, ваганах, лирах-релях, басах, цимбалах, свистели на сопилках". Учились кубанцы кобзарскому мастерству у заезжих кобзарей с Украины. Первая же кобзарская школа была организована в Екатеринодаре в 1913 г. по инициативе М.Богуславского. В свое время кобзарство преследовалось официальными властями. Ныне же традиции игры на кобзе и лире продолжают артисты Кубанского государственного академического казачьего хора, ансамбля "Кубанцы", а также несколько полупрофессиональных коллективов.
Начиная с 80-х годов XIX в. заметной фигурой в творческом мире Кубанской области становится А.Д.Бигдай (1855— 1909 гг.) - собиратель народных песен, один из организаторов Екатеринодарского отделения ИРМО и музыкальных классов при нем, композитор, энтузиаст-любитель, не имевший специального музыкального образования. В 1896 г. он возглавил Ека-теринодарский кружок любителей музыки и драматического искусства и в качестве режиссера осуществил постановку двух украинских опер ("Рождественская ночь" НЛысенко и "Запорожец за Дунаем" С.Гулак-Артемовского). Главный труд Бигдая - сборник "Песни кубанских казаков", состоящий из четырнадцати выпусков с 556 песнями черноморских и линейных казаков. Несмотря на то что сборники составлялись энтузиастами-любителями, а потому содержали существенные недостатки, они представляют несомненную ценность как один из первых опытов собирания песен на Кубани.
Известным собирателем кубанских и адыгских народных песен, хормейстером, педагогом, композитором и автором учебных пособий по пению для школ края являлся уроженец станицы Старонижестеблиевской Г.М.Концевич (1863-1937 гг.). С нотной грамотой он познакомился еще будучи учащимся Кубанской учительской семинарии, после окончания которой с 1887 г. продолжил образование на регентских курсах Петербургской Придворной певческой капеллы. По возвращении в Ека-теринодар в 1892 г., как широко образованный музыкант, он получает место регента Войскового певческого хора, которое занимает до 1906 г. Благодаря его инициативе для хористов открываются общеобразовательные школы и специальное двухклассное училище для обучения певцов начальному курсу управления хором. Он опубликовал в собственной обработке двести песен черноморских казаков, часть из которых входили в репертуар Войскового певческого хора. Для учителей пения станичных школ он пишет и издает пособие "Школьное пение на два и на три однородных голоса" и сборник песен "Четыре времени года". Помимо собирания и концертного исполнения песен, Концевич исследовал народное музыкальное творчество, о результатах которого докладывал на заседаниях ОЛИКО. За заслуги в пропаганде фольклора Концевич был награжден в 1910 г. на Кубанской сельскохозяйственной и промышленно-этнографи-ческой выставке большой серебряной медалью.
Выходцем из станицы Старокорсунской был педагог, музыковед, автор научного труда "Об изучении Кубанской области со стороны музыкальной", один из организаторов Екатеринодарского отделения ИРМО П.А.Махровский (1860-19? гг.). Специальное музыкальное образование он получил в Петербургской консерватории (1884-1886 гг.), где курс инструментовки проходил в классе Н.А.Римского-Корсакова. В 1897-1898 гг. он возглавлял музыкантский хор Кубанского казачьего войска. При его участии в качестве композитора и дирижера была осуществлена постановка малороссийской оперы "Черноморский побыт" по одноименной пьесе Я.Г.Кухаренко. В последующем Махровский активно занимается организаторско-педагогической деятельностью.
Станица Гривенская дала Кубани регента Войскового хора (1909-1913 гг., 1917-1919 гг.), руководителя Кубано-Черномор-ского хора (1920-1921 гг.), главного дирижера Кубанского казачьего хора (1937 г.), художественного руководителя Государственного ансамбля песни и пляски кубанских казаков (1937— 1941 гг.) Я.М.Тараненко (1885-1943 гг.). Будучи музыкально одаренным человеком, он уже с семи лет стал петь в Войсковом хоре; в 1909 г. он окончил регентское училище С.В.Смоленского в Санкт-Петербурге. В дальнейшем работал преподавателем Кубанской учительской семинарии, музыкального училища ИРМО, Кубанской консерватории, музыкального техникума.
С 1896 г. поселился в Екатеринодаре скрипач, педагог, композитор Я.А.Назаров (1871-1934 гг.), уроженец Ростова-на-Дону, получивший специальное музыкальное образование в Петербургской консерватории. Занимаясь воспитанием молодых музыкантов, он опубликовал в местной газете "Новая заря" ряд статей учебно-методического характера. Кроме того, разнообразные материалы по музыке он публикует в журналах "Скрипач", "Музыка и пение" (Петербург), "Музыкальный труженик" (Москва), "Театр и музыка" (Баку), в газетах "Северный Кавказ" (Ставрополь) и др. Им были составлены около 40 сочинений для скрипки и более 20 романсов на стихи российских поэтов. Назаров автор ряда скрипичных транскрипций сочинений Чайковского, Рахманинова, Рубинштейна и др. Он известен так же как музыкальный критик и рецензент.
Известным музыкантом и педагогом в области музыкального образования был И.В.Матчинский (1847 г. - не ранее 1909 г.), в основном преподававший частным образом в Екатеринодаре и музыкальном училище ИРМО. В 1908-1909 гг. он работал регентом певческого хора Кубанского казачьего войска.
Широкую известность как педагог музыки и пения, чье имя носит Сочинская центральная детская музыкальная школа, имел И.А.Шмелев (1873-1965 гг.). Он получил образование в Московской консерватории и попал на Кубань ввиду болезни своей жены, которой врачи рекомендовали для укрепления здоровья поселиться на Черноморском побережье Кавказа. Поселившись в Сочи, он обучал детей пению и музыке. Будучи регентом сочинской церкви, он создал великолепный церковный хор, слушать который, по свидетельству очевидца, "любили даже те, кто не был религиозен". Прославился этот хор также своими "светскими концертами", устраиваемыми как в самом Сочи, так и за его пределами. В 1910 г. на общем собрании Русского хорового общества этому хору был выдан диплом с правом открытия на его базе в Сочи отделения Русского хорового общества. С этого времени отделение РХО стало музыкальным центром города-курорта Сочи.
Уроженцем станицы Отрадной Кубанской области был вы-дющийся певец России, солист Московской частной оперы С.И.Зимина В.П.Дамаев (1878-1932 гг.). Родившись в простой крестьянской семье, он уже с детства привлек к себе внимание своими певческими способностями местных властей и устроился на работу в качестве учителя пения и в церковный хор, в котором исполнял обязанности солиста, а затем и помощника регента (дирижера). На одном из учительских концертов, дававшихся учащимися Московского филармонического общества, он был замечен известным оперным антрепренером С.И.Зиминым, пригласившим его на работу в собственный театр. Его те-норский талант высоко оценил великий Ф.И.Шаляпин: "За такого тенора в наше бестеноровое время, - говорил он, - надо ухватиться обеими руками. Это настоящий драматический тенор с превосходной дикцией и с несомненным дарованием". Гастролируя по стране (Курск, Харьков, Киев, Одесса, Астрахань, Ростов, Кисловодск), Дамаев не забывал и родной край. Он побывал с концертами и оперными постановками в Екатеринодаре, Сочи, Гаграх и Майкопе. "Майкопская газета" писала по поводу его гастролей (12 июля 1910 г.), что "чудный голос Дамаева собрал много публики"; "красивый, сильный, замечательный чистый голос артиста невольно заставил всех восхищаться... Благодарная публика наградила певца шумными овациями и вызывала бесчисленное число раз... -После концерта экспансивная молодежь вынесла из театра редкого гостя на руках..."
Дважды побывал на ' Кубани крупнейший представитель русской классической школы пения лирический тенор Л.В.Собинов (1872-1934 гг.). Первый его концерт состоялся в Екатеринодаре 25 марта 1900 г. и прошел, как писала газета "Кубанские областные ведомости", "с колоссальным успехом... доставил высокое эстетическое наслаждение" слушателям. Вторая гастроль знаменитого певца была совместной с баритоном итальянской оперы В.Андога и состоялась 11 марта 1912 г. на сцене Зимнего театра Екатеринодара. По воспоминаниям учениц Мариинского женского института, звучание голоса Собинова было "поэтичное, какое-то солнечное, вдохновенное. Он пел грациозно, с нежностью, легкостью и уже с первых минут завоевывал сердца людей".
С большим нетерпением и надеждой на великолепное пение ожидали осенью 1910 г. в Екатеринодаре красу и гордость русского оперного театра Ф.И.Шаляпина (1873-1938 гг.). Местная пресса, несколько недовольная тем, что гениальный певец не включил в свою концертную программу "тех серьезных арий опер, в каких особенно желательно было бы слышать даровитого певца", тем не менее отметила его талант как драматического артиста, при котором даже исполнение легких, "не концертных вещей создает настроение, которое и дополняет то неотразимое впечатление, каким отличается шаляпинское исполнение". Особенности "шаляпинского исполнения", в котором удивительно органично и ярко сливаются талант певца и мастерство а